Найти
Войти Зарегистрироваться
Как, зачем, кому, для чего и откуда нужно «выкупать невесту»?

Так повелось, что невест нынче любят «выкупать». И всегда любили. Только вот в последнее время на нас, девушек, из внушительного «выкупного» мешка сыплется шикарный микс из позолоченных фантиков и фиников, а то и поддельных бумажек. Сейчас женихи готовы мужественно принимать на себя удар и проводить мучительно часы, дни да ночи на лестничной клетке, отвечая на коварные вопросы подруг своей благоверной, пробираясь сквозь липкие, рассыпчатые, бумажные препятствия, распугивая соседей. И все это, чтобы дойти наконец до двери на пятом и высыпать конфеты.

«Здравствуй молодец прекрасный

Что ты тих как день ненастный?

Где ты был и что нашел?»

«За невестой я пришел»

«Мы невестой дорожим

Дарам вам не отдадим

Выкуп нужен нам большой.

Вот послушайте какой»

А было то, естественно, вовсе не так… В незапамятные времена существовали занятные обычаи. Обычаи это были продиктованы скорее экономическими причинами, нежели желанием понаблюдать за весьма озадаченным мужчиной в черном фраке, простаивающим на лестничной клетке московской многоэтажки уже много часов по объективно странным причинам. В Древней Руси девушка в родном доме готовила борщики, доила коров, вязала шарфики, молниеносно гоняла по закромам за корешками.

А кого еще можно было послать за рогами оленя и бивнями мамонта для целебного зелья, и рассчитывать на все эти ингредиенты до захода солнца? Явно не мать семейства или 7-летних чад, готовых скорее гоняться по лесу за бабочкой, нежели собирать шишки и бивни… Хм. Разве что, молодую девушку, вполне уже сознательную и работоспособную. 

Как же невесело было ее родителям, когда родная дочь сбегала прямиком из леса, так и не собрав горсть бивней, в дом к своему благоверному…

Оставив на печи недовязанную шапку. Вот беда. Так и требовали родители с наглеца выкуп за красавицу, чтоб возместить убытки себе и своему хозяйству.

А если с Древней Руси мы перенесемся в другие страны и на друге континенты, более экзотичные для нас, заметим много всего необычного на тему выкупа невест. Эта традиция в свое время была всюду, много где она есть и в наш век глобализации.

Долой пережитки старины!

Что интересно, современные «про-американизированные» нигерийцы что-то жалуются на данный обычай, приросший корнями к их культуре. Мол, раньше-то это у них носило чисто символический характер.  Нынче же сугубо договорной, женщины становятся предметом очень даже выгодной сделки, обмена и родителями воспринимаются, как возможность получения прибыли.

Жалуются на все! Дамы негодуют, что, стоит привести жениха в дом, как родители нежно шепчут ему на ушко такую цену выкупа невесты, что бедолага расстраивается и улепетывает. Сетуют и на  факт, что становится больше браков между мужчинами! Ибо джентльмены не всегда в состоянии заработать сумму, необходимую для того, чтобы иметь возможность жениться. И ждут лучших времен, проживая с другими джентльменами, которым, к счастью, платить не нужно.

В общем, сходятся мигранты из жарких стран на том, что пора отменять традицию.

Восток — дело тонкое

— Послушай! — сказал твердым голосом Азамат: — видишь, я на всё решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поет! а вышивает золотом, чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха... 

Мне вдруг невероятно захотелось напомнить вам пронизанную кавказскими горными ветрами историю Печорина и Беллы. Помните, как «герой» того самого времени, очарованный красотой девушки, используя различные ухищрения, крадет ее из родного дома. И в этой истории Лермонтов был чертовски честен.

Практика похищения невест и насильственной женитьбы  распространена на Кавказе, в Киргизии, Казахстане, Эфиопии, Элладе (Древней Греции — смотрите миф о похищении Европы) и других странах, где сохранились обычаи выкупа.

Выгода похищения невесты для жениха заключается в том, что в этом случае ему не приходится платить родителям невесты тот самый калым.

Надо сказать, что в исламе понятие калым не является выкупом за невесту её семье. Это подарок жениха невесте в виде приданого, которое остается в её распоряжении и после свадьбы. Коран говорит:

«Отдавайте женщинам их калым (махр). Вы не имеете права на их калым. И если они по своей доброй воле уступят вам часть его, тогда вы можете использовать его как чистые добрые деньги, направленные на благо семьи».

Однако во многих частях исламского мира, в частности у тюрков, калым продолжает рассматриваться как выкуп за невесту её семье. При этом согласие невесты на передачу калыма её семье не спрашивается, или носит формальный характер.

Ай-на-нэ и стадо лошадей :D

А еще, к примеру, у казахов, женихи бывают вынуждены запастись изрядным количеством скота перед сватовством. Ведь с увеличением количества рогов и копыт на квадратный метр собственности жениха, возрастают и его шансы получить благословение родителей любимой.

Основной формой традиционного брака у них всегда являлась женитьба посредством сватовства («куда тусу») и выкупа невесты за калым («калыммал»). Решив породниться, родители будущих супругов договаривались о размере калыма и о сроке его выплаты.

Так и выплачивался калым скотом, размер его зависел от достатка и состояния сватающихся. Если среди бедных сватов калым ограничивался 5-6 головами скота, то между баями он мог составлять от 200 до тысячи лошадей. Что интересно, при всем при этом, учитывался скот для угощения на свадьбе, дары за молоко матери невесты («сут акы»), усопшим и живым («оли тири»), «каде» со стороны жениха и множество других даров по обычаю.

Погуляем по банку мировых традиций дальше. Заглянем в толщи веков

Как мы уже знаем, любовь, страсть и морковь имеют место быть, когда речь идет о женитьбе. Также из древних наших друзей думали, разве что, египтяне. Но вот на чем сошлись бы все, без исключения: брак- это, своего рода, экономический, иногда и политический союз.

Но любая трансакция всегда подразумевала некоторые финансовые вопросы, женитьба не была исключением. К этому подходили с большой долей ответственности и серьезности. Существовало два важных условия для женитьбы — приданое и выкуп.

Если бы мы выловили древнего грека, римлянина или еще кого из временного портала и задали такие вопросы, как бы они ответили на них?

— Какова гарантия, что мужчина не изменит, как кисейная барышня, свое намерение жениться между свадьбой и сватовством?

— Выкуп! Вот вам гарантия. Сумма денег или собственность, которую отдает жених как жест в знак чистых намерений, порядочности и честности.

— Кто будет «заправлять» средствами семейного бюджета?

Мужчина всегда был главой семейства в Древнем Мире.

— От кого должна исходить большая часть капитала для семейного «старт-апа»?

Невеста обычно переезжает в дом жениха, так что, она и должна была вкладывать большую сумму в виде приданого. Также приданое служило ей «экономической подушкой» при расставании или смерти мужа, ведь его можно было забрать и использовать при создании нового семейства. Вот так либерально.

Такие нехитрые установки существовали испокон веков в умах наших предков. Стоит ли удивляться, что и сейчас традиции где-то шутливого, где-то вполне серьезного выкупа, кражи невесты и уплаты приданого живы?

Кстати, с долей иронии хочу заметить, что, как бы ни критиковали чудную традицию выкупа цивилизованные европейцы, не называли ее исчадием женоненавистничества, покупая тем временем дорогущие бриллиантовые колечки будущим невестам, они тратят тот же капитал, что мужчины Камбоджи на красавицу. Только вот их капитал идет не в семью любимой, а в карман хозяина ближайшего роскошного ювелирного и становится частью потребительской культуры. Вот как тут сказать, что правильней и лучше?

Ладно, мы пошли на лестницу — выливать на женихов ведра с краской и сыпать конфетти.

У меня все.

P.S. А это довольная невеста с выкупом, только не лошадьми, а валютой ;D

София Дубинина, специально для портала Свадьба66

Распечатать страницу
Оставьте свой комментарий
Отправить
Читайте также