Русский свадебный ритуал
Русский свадебный ритуал, известный нам в основном по материалам XIX — первой четверти XX в., сложился, как предполагается, к середине XIV в. на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных источниках этого времени дается краткое описание свадеб с употреблением привычных нам слов: «свадьба», «венчание», «жених», «невеста», «сваты». Сохранились также старинные миниатюры и рисунки, на которых изображены свадебные пиры и брачные обряды. В XVI в., судя по описаниям княжеских свадеб, в частности свадьбы дочери Ивана Третьего с князем Холмским в 1500 г., великого князя Василия Ивановича и Елены Глинской в 1526 г. и др., уже сложились основные этапы свадебного ритуала, определилась номенклатура свадебных чинов и их функции, появилась особая свадебная одежда, пища, атрибутика, свадебный фольклор.
Во второй половине XVII в. в народный обряд стали активно проникать традиции Православной Церкви: появился ритуал родительского благословения, стало обязательным для всех слоев общества венчание. Народный же обряд официальными лицами стал осуждаться как «бесовское действие», о котором «странно не токмо рещи, но и помыслити». В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче был даже издан указ, осуждавший многие обрядовые действия народной свадьбы. В указе говорилось: «Да в городах же и у уездных людей у многих бывают на свадьбах всякие безчинники и сквернословцы и скоморохи, со всякими бесовскими играми, и уклоняются православные христиане к бесовским прелестям и ко пьянству, а отцов духовных и по приходам попов и учительных людей наказанья не слушают, и за то наказаны отцом духовным и приходским попом и учительным людям поругание и укоризну и бесчестье и налог делают». «Бесчинствующих» людей указ предписывал бить батогами, а их музыкальные инструменты — «всякие гудебные бесовские сосуды» -ломать и сжигать.
Распечатать страницу