Найти
Войти Зарегистрироваться
Венчания обряд
Праздничное убранство церк­ви и одеяние священнослужителей, бело­снежные платье и фата невесты, счаст­ливые лица молодых, приподнятое настроение родственников и друзей и, конечно, сама церемония, в которой заключена вся многовековая мудрость молитв и священных песнопений, соз­дают во время венчания незабываемую, возвышенную атмосферу всеобщей ра­дости, благожелательности и любви.
 
 
Для церемонии совершения этого цер­ковного таинства используются брач­ные венцы.
Как правило, они сделаны из металла и украшены металлическими пластина­ми с фигурными гравированными или эмалевыми изображениями святых. На венце жениха в центре находится деисус с изображением Спасителя в окружении Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи, а на венце невесты — образ Богоматери «Знамение», равно­апостольный царь Константин и царица Елена.
 
 
У славян в период язычества венчание проводилось в весеннее или осеннее время на фоне живописных картины природы. Жених с невестой в сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну, где друзья и по­дружки надевали на их головы пышные венки из полевых цветов, а затем все вместе водили праздничные хороводы вокруг украшенной яркими лентами бе­резы, пели обрядовые песни и устраивали потешные игры с конкурсами и частуш­ками.
 

Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили во­круг дуба, ели или раскидистого куста. Подходящим для заключения брака по христианским правосла­вным законам счи­тался возраст 18 лет для жениха и 16 лет для невесты.

О чем и говорит сохранившаяся до на­ших дней поговорка: «Обручается, во­круг ракитного куста венчается». С приходом на Русь христианского веро­учения народное венчание сменилось церковным — церемонией заключения брака по обряду православной церкви, в которой оно является одним из семи церковных таинств, установленным еще Богом-Творцом в Раю и принесен­ным в народ Иисусом Христом.

В православном браке каждому из суп­ругов предписано занять свое место. Мужу надлежит быть главой семьи, отвечать за направление семей­ной жизни, за ее бла­гополучие и проч­ность. «Да убоится жена мужа своего!», но не потому, что он держит ее в рабстве, а потому что является ру­ководителем и устроителем семейного быта. Он должен це­нить в жене лучшие качества, кото­рыми для церкви являются скром­ность, целомудрие, стыдливость, не угнетать ее достоинства, терпимо отно­ситься к ее слабостям. «Любящий свою жену муж любит себя самого».

И муж, и жена должны вместе строить свой брак, не допуская, чтобы повседневная суета разрушила его великую духовную основу — их любовь, которая загоре­лась в них когда-то и повела по общему пути. Супруги должны жить друг для друга и стремиться наполнить каждый день той радостью, которую они испы­тали в первый день совместной жизни. Вступая в церковный брак, жених и не­веста должны понимать всю ответствен­ность принимаемого ими решения как для себя, так и для своих будущих детей.

Поэтому они должны ценить и искать друг в друге не внешние качества, не ма­териальное состояние и высокое об­щественное положение, а внутреннюю связь между ними, взаимопонимание и уважение друг к другу, готовность лю­бить друг друга всю жизнь. Еще со времен Петра Первого вплоть до марта 1917 г. для всех православных жи­телей Российского государства действи­тельным считался только брак, заклю­ченный в церкви путем венчания. К этому обряду тщательно готовились.
 
 
Вечером перед венчани­ем все подруги, род­ственницы невесты и сваха собирались на девичник. Подру­ги весь вечер раз­влекали невесту, пели песни, провожая ее в но­вую жизнь.
Родственни­ки одаривали молодую все­ми деньгами, имеющимися в их кармане. Сваха приносила подарки от жениха и его родителей.
 
И вот наступал торжественный день. С рассветом подруги приходили в дом к невесте, чтобы нарядить ее к венцу, помочь родителям и другим родственни­кам подготовить дом к приезду молодых супругов после церкви. Обряжая не­весту, девушки должны были соблюдать определенные правила. Они втыкали булавки и иголки без головок в подол платья, клали в карман острые ножни­цы, чтобы уберечь ее от дурного глаза, так как именно в этот день она была наиболее уязвима. Платье обязательно должно было быть самым новым и са­мым нарядным. Волосы всегда заплета­ли в тугие косы.
 
 
Отец невесты встречал жениха и друж­ку у порога и вел их в дом. На их пути со­седи и друзья молодых устраивали все­возможные препятствия и подвохи, за которые жених должен был платить вы­куп. Выкупал он и свою суженую, а так­же место за столом рядом с ней. После выкупа молодые отправлялись в церковь. Венчание всегда проходило в храме.
 
Лицо невесты на протяжении всего пу­ти было закрыто от посторонних глаз платком или фатой. Их она снимала только после того, как священник наде­вал на молодых венцы. При входе в цер­ковь следили, кто из молодых первым ступит на праздничное полотно перед алтарем. Считалось, что именно он ста­нет главой будущей семьи. Во время церемонии обручения, кото­рая предшествовала венчанию, священ­ник спрашивал у вступающих в брак, добровольно ли их согласие вступить в брак, и надевал им освященные коль­ца. Во время самого венчания звучали праздничные песнопения церковного хора, священник благословлял общую чашу, и молодые троекратно должны были вкусить из нее вино, разбавленное водой.
Затем на головы молодых возла­гались священный покров и венцы.
 
Свя­щенник соединял их руки и троекратно обводил вокруг аналоя. После этого же­них и невеста обменивались обручаль­ными кольцами.
 
 
Пока шло венчание, родственники укра­шали лентами, цветами и колокольчика­ми свадебный поезд у церкви. На протяжении всей церемонии жених и невеста не должны были смотреть друг другу в глаза, чтобы не навлечь из­мен и сглаза на свое семейное счастье. Согласно старой примете первым из су­пругов умрет тот, чья венчальная свеча сгорит первой. Плохими знаками счи­тались ветер, который мог затушить свечи, и падение венцов из рук тех, кто держал их над головами молодых. Но люди старались не обращать внимания на дурные приметы, ведь это был все же радостный праздник.
 
Когда обряд венчания заканчивался, мо­лодых супругов осыпали зерном и хме­лем, говорили добрые напутствия и уса­живали на свадебный поезд, который мчался к дому невесты, где ее мать и отец уже были готовы к приему гостей. Поезд под звон колокольчиков сначала объезжал центральные улицы, затем весь город по кругу и только после этого направлялся в дом, где для супругов и гостей был накрыт праздничный стол.
 
Отец встречал молодых с иконой в ру­ках, а мать — с большим ржаным кара­ваем и солью в серебряной солонке. Мо­лодые по обычаю кланялись, принимая благословение, и поочередно по 3 раза целовали мать и отца. Гостей угощали игристым вином, пряниками. А сами гости складывали на специальный под­нос свои подарки молодым. На другой поднос, который стоял перед супругами, ставили сосуды с вином, медом и браж­кой. Когда гость подходил, чтобы отдать подарок, молодая жена наливала ему в бокал немного из каждого сосуда.
 
 
Свадебный пир глубоко уходит своими корнями в древние времена. Он устраи­вался с разной степенью пышности со­гласно обычаям сословия, к которому принадлежали жених с невестой. За­столье начинал самый почетный из при­сутствующих гостей, которого называли свадебным генералом. Он-то и должен был произнести первый тост за моло­дых, поднять свой бокал и громко крик­нуть: «Горько!»
 
На свадьбы людей из дворянских и ку­печеских семей хозяева специально для праздника приглашали артистов для театрализованного представления. А на свадебных торжествах у представите­лей среднего сословия гости и родствен­ники устраивали пение под гитару. Простой люд веселился, распевая жиз­нерадостные и веселые частушки, по­рой недвусмысленного содержания. После окончания застолья молодые, по традиции, уходили ночевать в дом же­ниха, где для них уже были готовы по­стель и кружевные ночные сорочки. Вместе с первой брачной ночью закан­чивалась свадьба.
 
На второй день празднования свадьбы люди звали только самых близких род­ственников. И за праздничным столом второго дня молодая супруга дарила по­дарки своим новым родственникам. По окончании свадьбы начиналась ви­зитная неделя. За эти 7 дней новобрач­ные должны были объехать всех родных и знакомых с официальными пятнадца­тиминутными визитами, а также каж­дый день принимать у себя желающих их поздравить. По этому поводу устраи­валось традиционное угощение — чай со всевозможными сладостями и десер­тами.
 
 
Всю эту неделю молодые должны были рассылать своим новым родственникам и друзьям рекомендательные письма. По ним судили о воспитанности, обра­зованности и уме молодых супругов, по­этому письмам придавалось большое значение. Их составляли тщательно, чтобы показать себя только с лучшей стороны. С визитной неделей прекра­щались все послесвадебные мероприя­тия, и молодые могли уже спокойно на­чинать свою семейную жизнь.
Распечатать страницу
Оставьте свой комментарий
Отправить
Читайте также